Специалисты подсчитали, что ни одно море планеты не хранит столько затонувших судов, сколько Балтика. Только на дне Финского залива покоятся более шести тысяч кораблей всех времен и народов, погибших в боях и штормах. Сегодня, когда в руках подводных исследователей оказалась современная поисковая техника: всевозможные сонары, телевизионные камеры, гидролокаторы бокового обзора, открытия посыпались как из лукошка.
Сын адмирала покоится на дне
Совсем недавно шведские аквалангисты обнаружили погибшие в годы минувшей войны советские подводные лодки С-7 и С-8 («Российская газета» подробно об этом рассказывала). И вот та же группа — Андерс Яллай, Карл Дуглас и другие — наткнулись под водой на русскую подводную лодку АГ-14, подорвавшуюся на минах в июле 1917 года в районе тогдашней Либавы. Вообще-то шведы искали свой самолет ДС-3, упавший в море летом 1953 года, и наткнулись на корпус старой субмарины. Она лежит на глубине более 100 метров в нейтральных водах в районе острова Готска-Санден. Из тридцатиметрового слоя ила 45-метровый корпус подлодки выступает всего на 12 метров. Причиной гибели АГ-14 шведские эксперты считают подрыв на мине, поскольку вокруг «обнаружено множество следов минных полей времен Первой мировой войны».
В ее отсеках остались тридцать моряков во главе с командиром — старшим лейтенантом Антонием фон Эссеном, единственным сыном командующего Балтийским флотом адмирала Николая фон Эссена. Отец не узнал о гибели сына, поскольку скончался за три года до рокового похода АГ-14. Российским властям шведы передали точные координаты места, где погребены в стальном саркофаге русские подводники. От ответа наших официальных лиц зависит дальнейшая судьба этой братской могилы, поскольку лежащая на относительно небольшой глубине лодка вполне доступна для «черных дайверов»…
Память Балтики
Начальник и научный руководитель подводно-археологической экспедиции «Память Балтики» Константин Шопотов сообщил о находке нынешним летом останков шведского бриг-коттера в Финском заливе. Этот старинный парусный корабль погиб в ходе Выборгского морского сражения, разыгравшегося в здешних водах 22 июня 1790 года. Для русского флота этой датой помечен день славы. Эскадра под флагом адмирала В. Чичагова не потеряла в битве ни одного корабля. Флот же шведского короля Густава III оставил на дне свыше 90 боевых кораблей, треть своего состава. За многие годы работы в этом районе подводная экспедиция нашла и обследовала все три затонувших шведских линейных корабля. В этот раз погрузившись вблизи банки Пааслуото, питерские археологи вышли на разброс неизвестного корабля.
— Нa глубине 12 метров лежали фрагменты киля, шпангоутов, ахгерштевня и мачты, — рассказывает начальник экспедиции контр-адмирал запаса Константин Шопотов. — Аквалангисты Владимир Русанов и Алексей Филиппов нашли детали мушкета, кокора, крупные куски керамики. На мачте хорошо сохранились ванты, а это большая редкость. Работать пришлось в условиях почти арктических: температура воды на глубине 10-14 метров не поднималась выше 8 градусов.
Видимость под водой не более шести метров. Главная находка выпала на долю самого удачливого нашего «ныряльщика» Дмитрия Столбова. На глубине 9 метров он обнаружил становой якорь. Но вот беда! Здесь уже побывали добытчики металлолома, и они попытались выдернуть якорь из грунта, но обломали один рог и рым. Шведский бриг-коттер лежит на чистом песке.
Константина Шопотова, возглавляющего единственную в России подводно-археологическую экспедицию, называют в шутку «Жаком Кусто Финского залива». Многочисленные находки ее участников — старинные пушки, штурвалы, якоря, рынды и прочие свидетельства давних морских трагедий — хранятся в специальном зале Выборгского замка.
«Русалка» — сестра «Курска»
Еще одна воистину сенсационная находка: сотрудник Таллинского морского музея подводный археолог Вепло Мясе нашел затонувшую 110 лет назад броненосную лодку береговой обороны «Русалка». Дело в том, что этот корабль уже «находили» несколько раз — и в 1932 году водолазы ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения), и в 50-е годы специалисты Аварийно-спасательной службы ВМФ. И вот теперь новое уточнение: броненосец «Русалка» находится в трех милях от того места, где его предположительно нашли эпроновцы. Он стоит вертикально на глубине более 80 метров, уйдя носом в илистый грунт на одну треть длины своего корпуса. Внутри корабля — останки 176 моряков.
В 1893 году Россия была взбудоражена и потрясена таинственным исчезновением броненосца береговой обороны «Русалка». Хорошо вооруженный стальной пароход исчез средь бела дня и не в океанских просторах, а во внутренних водах на полпути между Ревелем и Гельсингфорсом. Исчез бесследно вместе со всем своим экипажем в сто семьдесят семь человек. Российское общество испытало такой же шок, как в 2000 году после гибели атомной подводной лодки «Курск». Газеты метали громы и молнии в адрес морского ведомства. Упреки и обвинения были все те же, что и спустя столетие: «безответственность», «надежда на русский «авось»…
Злосчастную «Русалку» искали долго, тралили Финский залив, спускали водолазов, вглядывались в воду с воздушного шара, поднятого с парохода «Самоед». Все было тщетно. Ни один труп не прибило к берегу, и это тоже вызвало всевозможные пересуды. В церквах поговаривали, что кара господня настигла корабль за то, что назван он нечистым именем: «Знамо дело — русалка. Сама под воду нырнула и человеков на дно уволокла».
«Русалка» и в самом деле была не освящена при спуске. Святые отцы отказались ступать на палубы кораблей «дивизиона нечистой силы». Пришла ведь кому-то в голову блажь называть береговые канонерки и броненосцы погаными именами: «Колдун», «Леший», «Русалка» и даже «Баба-яга». Однако на второй день после исчезновения броненосца к одному из островов прибило шлюпку с «Русалки». В ней под сиденьями гребцов обнаружили труп матроса. Это был единственный и — увы — безмолвный свидетель загадочной катастрофы рулевой Иван Прунский.
Вся Россия собирала деньги на памятник «Русалке»: от императора Александра III (он лично внес 5 тысяч рублей) до последнего моряка из инвалидной команды…
Источник: Российская газета