logo
Монетизация сайта

Тайны затонувших кораблей

Специалисты подсчитали, что ни одно море планеты не хранит столько затонувших судов, сколько Балтика. Только на дне Финского залива покоятся более шести тысяч кораблей всех времен и народов, погибших в боях и штормах. Сегодня, когда в руках подводных исследователей оказалась современная поисковая техника: всевозможные сонары, телевизионные камеры, гидролокаторы бокового обзора, открытия посыпались как из лукошка.

Сын адмирала покоится на дне

Совсем недавно шведские аквалангисты обнаружили погибшие в годы минувшей войны советские подводные лодки С-7 и С-8 («Российская газета» подробно об этом рассказывала). И вот та же группа — Андерс Яллай, Карл Дуглас и другие — наткнулись под водой на русскую подводную лодку АГ-14, подорвавшуюся на минах в июле 1917 года в районе тогдашней Либавы. Вообще-то шведы искали свой самолет ДС-3, упавший в море летом 1953 года, и наткнулись на корпус старой субмарины. Она лежит на глубине более 100 метров в нейтральных водах в районе острова Готска-Санден. Из тридцатиметрового слоя ила 45-метровый корпус подлодки выступает всего на 12 метров. Причиной гибели АГ-14 шведские эксперты считают подрыв на мине, поскольку вокруг «обнаружено множество следов минных полей времен Первой мировой войны».

В ее отсеках остались тридцать моряков во главе с командиром — старшим лейтенантом Антонием фон Эссеном, единственным сыном командующего Балтийским флотом адмирала Николая фон Эссена. Отец не узнал о гибели сына, поскольку скончался за три года до рокового похода АГ-14. Российским властям шведы передали точные координаты места, где погребены в стальном саркофаге русские подводники. От ответа наших официальных лиц зависит дальнейшая судьба этой братской могилы, поскольку лежащая на относительно небольшой глубине лодка вполне доступна для «черных дайверов»…

Память Балтики

Начальник и научный руководитель подводно-археологической экспедиции «Память Балтики» Константин Шопотов сообщил о находке нынешним летом останков шведского бриг-коттера в Финском заливе. Этот старинный парусный корабль погиб в ходе Выборгского морского сражения, разыгравшегося в здешних водах 22 июня 1790 года. Для русского флота этой датой помечен день славы. Эскадра под флагом адмирала В. Чичагова не потеряла в битве ни одного корабля. Флот же шведского короля Густава III оставил на дне свыше 90 боевых кораблей, треть своего состава. За многие годы работы в этом районе подводная экспедиция нашла и обследовала все три затонувших шведских линейных корабля. В этот раз погрузившись вблизи банки Пааслуото, питерские археологи вышли на разброс неизвестного корабля.

— Нa глубине 12 метров лежали фрагменты киля, шпангоутов, ахгерштевня и мачты, — рассказывает начальник экспедиции контр-адмирал запаса Константин Шопотов. — Аквалангисты Владимир Русанов и Алексей Филиппов нашли детали мушкета, кокора, крупные куски керамики. На мачте хорошо сохранились ванты, а это большая редкость. Работать пришлось в условиях почти арктических: температура воды на глубине 10-14 метров не поднималась выше 8 градусов.

Видимость под водой не более шести метров. Главная находка выпала на долю самого удачливого нашего «ныряльщика» Дмитрия Столбова. На глубине 9 метров он обнаружил становой якорь. Но вот беда! Здесь уже побывали добытчики металлолома, и они попытались выдернуть якорь из грунта, но обломали один рог и рым. Шведский бриг-коттер лежит на чистом песке.

Константина Шопотова, возглавляющего единственную в России подводно-археологическую экспедицию, называют в шутку «Жаком Кусто Финского залива». Многочисленные находки ее участников — старинные пушки, штурвалы, якоря, рынды и прочие свидетельства давних морских трагедий — хранятся в специальном зале Выборгского замка.

«Русалка» — сестра «Курска»

Еще одна воистину сенсационная находка: сотрудник Таллинского морского музея подводный археолог Вепло Мясе нашел затонувшую 110 лет назад броненосную лодку береговой обороны «Русалка». Дело в том, что этот корабль уже «находили» несколько раз — и в 1932 году водолазы ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения), и в 50-е годы специалисты Аварийно-спасательной службы ВМФ. И вот теперь новое уточнение: броненосец «Русалка» находится в трех милях от того места, где его предположительно нашли эпроновцы. Он стоит вертикально на глубине более 80 метров, уйдя носом в илистый грунт на одну треть длины своего корпуса. Внутри корабля — останки 176 моряков.

В 1893 году Россия была взбудоражена и потрясена таинственным исчезновением броненосца береговой обороны «Русалка». Хорошо вооруженный стальной пароход исчез средь бела дня и не в океанских просторах, а во внутренних водах на полпути между Ревелем и Гельсингфорсом. Исчез бесследно вместе со всем своим экипажем в сто семьдесят семь человек. Российское общество испытало такой же шок, как в 2000 году после гибели атомной подводной лодки «Курск». Газеты метали громы и молнии в адрес морского ведомства. Упреки и обвинения были все те же, что и спустя столетие: «безответственность», «надежда на русский «авось»…

Злосчастную «Русалку» искали долго, тралили Финский залив, спускали водолазов, вглядывались в воду с воздушного шара, поднятого с парохода «Самоед». Все было тщетно. Ни один труп не прибило к берегу, и это тоже вызвало всевозможные пересуды. В церквах поговаривали, что кара господня настигла корабль за то, что назван он нечистым именем: «Знамо дело — русалка. Сама под воду нырнула и человеков на дно уволокла».

«Русалка» и в самом деле была не освящена при спуске. Святые отцы отказались ступать на палубы кораблей «дивизиона нечистой силы». Пришла ведь кому-то в голову блажь называть береговые канонерки и броненосцы погаными именами: «Колдун», «Леший», «Русалка» и даже «Баба-яга». Однако на второй день после исчезновения броненосца к одному из островов прибило шлюпку с «Русалки». В ней под сиденьями гребцов обнаружили труп матроса. Это был единственный и — увы — безмолвный свидетель загадочной катастрофы рулевой Иван Прунский.

Вся Россия собирала деньги на памятник «Русалке»: от императора Александра III (он лично внес 5 тысяч рублей) до последнего моряка из инвалидной команды…

Источник: Российская газета

Тайны затонувших кораблей обновлено: 17 февраля, 2020 автором: kross

Интересные новости:

Оставить комментарий

▲Вверх